Закон и право
Назад

В каком порядке взыскивается недоимка по налогам (штрафам, пеням)

Опубликовано: 24.02.2020
0
2

Требование об уплате

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми днейс даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В каком порядке взыскивается недоимка по налогам  (штрафам, пеням)

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога в связи с истечением предусмотренных НК РФ сроков его взыскания, но при этом с заявлением о взыскании в суд не обратился (как следствие, судебный акт, которым был бы установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам предпринять ряд шагов для признания своей задолженности безнадежной к взысканию и исключения ее из своего лицевого счета.

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

* * *

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика.

А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

По общему правилу требование об уплате налога (штрафа, пеней) инспекция направляет организации (предпринимателю) в течение трех месяцев с того момента, как обнаружит недоимку (п. 1 ст. 70 НК РФ). Исключение из этого правила составляют требования об уплате налога. Когда сумма недоимки, а также пеней и штрафов, относящихся к ней, меньше 500 руб., требование могут выставить в течение одного года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование же по результатам налоговой проверки инспекторы вправе выставить и вовсе в течение 20 рабочих дней с того момента, как вступило в силу решение по итогам такой проверки (п. 2 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). А данные решения начинают действовать через месяц после того, как их вручили представителю организации.

Требование об уплате налога может быть вручено одним из следующих способов:

  • направлено по почте заказным письмом;
  • передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Это установлено в пункте 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Требование об уплате налога, направленное по почте, доставляется по адресу местонахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ). По общему правилу оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки заказного письма (п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Однако факт получения требования в этот срок можно оспорить в суде, в том числе по иску налоговой инспекции о взыскании недоимки по налогу (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О).

Порядок направления требования по телекоммуникационным каналам связи, а также электронные формы и форматы сопроводительных документов утверждены приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700. Если требование направлено в виде электронного документа, оно считается полученным с момента отправления организацией электронной квитанции о приеме.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

Процедура принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам определена ст. 46, 47 НК РФ. Налоговая инспекция вправе взыскать недоимку:

Предлагаем ознакомиться  Как возвращают 13 процентов при покупке квартиры

  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах налоговый орган на основании соответствующего решения вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговики обязаны соблюдать сроки, установленные п. 3 ст. 46 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ. Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только через суд.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.

В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд втечение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором – в течениедвух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Утрата права контролеров на взыскание недоимки сама по себе не является основанием для прекращения обязанностей налогоплательщика и, как следствие, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. До признания в установленном порядке недоимки по налогу безнадежной к взысканию ее суммы учитываются налоговым органом в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из ресурсов ФНС (Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386).

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

Приостановление операций, арест имущества

Решение о взыскании за счет прочего имущества может быть принято в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (штрафа, пеней). Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговая инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога.

Срок, отпущенный налоговой инспекции для подачи искового заявления, составляет два года со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога (сбора, штрафа, пеней). Однако суд может продлить этот срок, если налоговая инспекция пропустила его по уважительной причине. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ.

Взыскание недоимки за счет прочего имущества производится судебным приставом-исполнителем по решению и на основании постановления налоговой инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ). Формы решения и постановления о взыскании утверждены приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Перечень имущества, которое может быть взыскано в счет погашения недоимки, приведен в пункте 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция взыскать задолженность по налогам за счет дебиторской задолженности коммерческой организации?

Да, может.

При недостаточности денег на счете в банках налоговая инспекция вправе взыскать задолженность по налогам и сборам (штрафам, пеням) за счет имущества организации (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Под имуществом в налоговом законодательстве понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ). При этом в Гражданском кодексе РФ дебиторская задолженность отнесена к имущественным правам (ст. 128 ГК РФ).

Предлагаем ознакомиться  Что выше верховный суд или конституционный

Однако следует учитывать, что определение «имущество», данное в пункте 2 статьи 38 Налогового кодекса РФ, используется лишь с целью определения объекта налогообложения.

Общий порядок принудительного исполнения решений налоговых инспекций установлен Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 75 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ взыскание может быть обращено на дебиторскую задолженность должника. При этом дебиторская задолженность учитывается в составе второй очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации (подп. 2 п. 1 ст. 94 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ). Порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность установлен статьей 76 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Следовательно, налоговая инспекция вправе взыскать недоимку по налогам за счет дебиторской задолженности организации. Подтверждает этот вывод и Минфин России в письме от 19 января 2007 г. № 03-02-07/1-15, а также арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 25 сентября 2006 г. № КА-А40/9048-06 и Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2005 г. № Ф08-417/2005).

Однако следует учитывать, что позиция, которой придерживается финансовое ведомство, может быть полезна организации. Ведь фактически ей предоставлена возможность расплатиться с бюджетом дебиторской задолженностью. Это может оказаться весьма выгодным использованием актива в ситуации, когда инспекция не может списать средства с расчетного счета.

Пример взыскания недоимки по налогам за счет дебиторской задолженности организации

На имущество организации, которое занимается производством продукции, обращено взыскание в сумме 3 000 000 руб.

На балансе организации числится:

  • дебиторская задолженность на сумму 4 500 000 руб.;
  • готовая продукция на сумму 150 000 руб.;
  • материалы на сумму 150 000 руб.;
  • оборудование для производства продукции на сумму 1 700 000 руб.

Оценка имущества судебными приставами совпала с его стоимостью по данным бухучета.

В итоге дебиторской задолженности хватило, чтобы рассчитаться с бюджетом.

Если в погашение недоимки нельзя было взыскать дебиторскую задолженность, организации пришлось бы отдать часть остального имущества (в т. ч. оборудование для производства продукции). А это могло бы парализовать ее деятельность.

Совет: есть аргументы, позволяющие организации оспорить решение налоговой инспекции о взыскании задолженности по налогам с суммы дебиторской задолженности. Они заключаются в следующем.

Если следовать тексту Налогового кодекса РФ, то налоговая инспекция не вправе взыскивать недоимку, штрафы и пени за счет дебиторской задолженности организации. Ведь она представляет собой право требовать от должников компании исполнения их обязательств. То есть дебиторская задолженность – это имущественные права.

Пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ предписывает использовать термины Налогового кодекса РФ во всех случаях, а не только для целей статьи, в которой дано определение. Поэтому буквальное толкование статьи 47 Налогового кодекса РФ не позволяет обращать взыскание на дебиторскую задолженность. Законодательство об исполнительном производстве в данном случае не применяется, поскольку Налоговый кодекс РФ дает собственный перечень имущества, за счет которого взыскивают налоговую задолженность (п. 5 ст. 47 НК РФ).

Если организация решит руководствоваться этой точкой зрения, ей придется отстаивать свое мнение в суде. Следует сказать, что суды в этом вопросе поддерживают налоговые инспекции и признают правомерным взыскание недоимки за счет дебиторской задолженности организации (см., например, постановления ФАС Московского округа от 25 сентября 2006 г. № КА-А40/9048-06 и Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2005 г. № Ф08-417/2005).

  • приостановить расходные операции по счетам организации (ст. 76 НК РФ);
  • наложить арест на имущество организации (ст. 77 НК РФ).

Расходные операции приостанавливаются на основании решения, форма которого утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Такое решение налоговая инспекция может составить лишь после того, как оформит решение о взыскании недоимки. Расходные операции приостанавливаются в пределах суммы недоимки.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора и при условии, что на счетах организации (предпринимателя) недостаточно денежных средств, чтобы погасить недоимку (или же информация о счетах отсутствует). Это следует из пунктов 1 и 3 статьи 77 Налогового кодекса РФ. Наложение ареста производится на основании постановления налоговой инспекции и протокола, в котором приводится опись арестованного имущества.

Организация (предприниматель) вправе ходатайствовать о том, чтобы вместо ареста имущества с ней заключили договор залога (п. 12.1 ст. 77 НК РФ). Для этого в инспекцию нужно подать одновременно два заявления. Одно – от налогоплательщика, второе – от залогодателя. Об этом сказано в пункте 21 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469.

Пример оформления ходатайства о замене ареста имущества заключением договора залога

Размер задолженности по налогам организации «Альфа» составляет 150 000 руб. На банковских счетах «Альфы» недостаточно денежных средств для погашения задолженности. Руководитель налоговой инспекции постановил арестовать имущество организации.

Руководитель «Альфы» подал в инспекцию заявление с просьбой заменить арест имущества на заключение договора залога. К этому заявлению руководитель приложил заявление о согласии на залог от «Альфы» и заявление о согласии на залог от залогодателя – ООО «Торговая фирма «Гермес»».

Если организация (предприниматель) в итоге заключила с инспекцией договор о залоге, то решение об аресте имущества отменяется (п. 13 ст. 77 НК РФ).

Ситуация: что делать, чтобы налоговая инспекция не взыскала во внесудебном порядке сумму недоимки по налогам?

Обратитесь в суд.

Организация вправе обжаловать требование об уплате налога (штрафа, пеней) в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ). Одновременно с подачей искового заявления организация может обратиться в суд с просьбой принять обеспечительные меры в отношении спорных сумм (ст. 90, 91, 199 АПК РФ). Если суд согласится с этой просьбой, то до окончания судебного разбирательства налоговая инспекция не сможет взыскать недоимку (п. 4 и 5 ст. 96 АПК РФ).

Период, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ двухмесячный срок, отпущенный инспекции на взыскание недоимки во внесудебном порядке. То есть, если требование инспекции об уплате налога (штрафа, пеней) будет признано правомерным, решение о взыскании недоимки инспекция сможет вынести в течение двух месяцев с момента отмены судом обеспечительных мер. Такие разъяснения содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. № 17533/08.

Если размер недоимки позволяет заподозрить организацию в совершении налогового преступления, то на основании пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ инспекция обязана направить материалы проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Эту обязанность налоговая инспекция должна исполнить даже в том случае, если исполнение решения инспекции по результатам проверки приостановлено судом. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 октября 2011 г. № АС-4-2/16795.

Ситуация: может ли налоговая инспекция отражать в справке о расчетах с бюджетом недоимку, которую выявили по результатам выездной проверки? По решению суда действие требования о взыскании этого долга приостановлено.

Недоимка в справках о расчетах с бюджетом

Да, может.

В справке об исполнении организацией обязанности по уплате налогов (сборов, пеней и налоговых санкций) отражается вся задолженность организации перед бюджетом, кроме сумм:

  • по которым организации предоставлена отсрочка (рассрочка) или налоговый кредит;
  • которые реструктурированы в соответствии с действующим законодательством;
  • по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности организации по уплате этих сумм исполненной.

При наличии недоимок по другим обязательным платежам в бюджет в справке, выдаваемой организации, делается запись о том, что она имеет неисполненную обязанность по уплате налогов (сборов, пеней и налоговых санкций). Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 4 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378.

Решение суда о приостановке действия требования налоговой инспекции о взыскании недоимки является обеспечительной мерой. Такое решение не отменяет требование налоговой инспекции и не означает признания обязанности организации по погашению недоимки исполненной. Оно лишь временно (на период судебного разбирательства) приостанавливает действия налоговой инспекции, направленные на взыскание с организации задолженности перед бюджетом.

Таким образом, приостановка взыскания недоимки не является основанием для того, чтобы не отражать ее сумму в справке.

Что касается отражения в справках недоимок, которые признаны невозможными для взыскания, то арбитражная практика по этой проблеме неоднородна. В каждом конкретном случае суды оценивают, препятствует наличие такой информации ведению бизнеса или нет. Если организации удастся доказать, что сведения о недоимке, невозможной для взыскания, дискриминируют ее (например, не позволяют привлечь банковский кредит или участвовать в конкурсе на получение госзаказа), суд может встать на ее сторону (см.

Предлагаем ознакомиться  Судебный пристав составил акт о невозможности взыскания

, например, определение ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16371/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2010 г. № А56-24109/2009, от 7 августа 2009 г. № А56-52802/2008). В этом случае из справки должны быть исключены данные о непогашенной недоимке, взыскать которую инспекция не имеет права.

Если же организация не представит убедительных доказательств в свою пользу, суд может признать, что сохранение подобных сведений в карточке лицевого счета и справке не нарушает ее прав и интересов (см., например, определения ВАС РФ от 19 марта 2014 г. № ВАС-2414/14, от 13 мая 2013 г. № ВАС-5048/13, постановления ФАС Московского округа от 25 ноября 2013 г. № А40-1762/13-91-5, Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2013 г. № А19-18120/2012).

Ситуация: может ли организация признать безнадежной и списать кредиторскую задолженность по налогам (сборам, штрафам, пеням), срок взыскания которой истек?

Да, может. Но только после того, как эту задолженность признает безнадежной налоговая инспекция. Это объясняется так.

Обязанность по уплате налога (сбора, штрафа, пеней) организация должна исполнить самостоятельно (ст. 45 НК РФ). Закрытый перечень оснований, при наличии которых у организации эта обязанность прекращается, приведен в пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ. Истечение срока взыскания задолженности в этом перечне прямо не поименовано.

Однако подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога (сбора) может быть прекращена при возникновении других обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность списания налоговой задолженности, если судом подтверждено, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством.

Таким образом, если утрата права налоговой инспекции на взыскание задолженности подтверждена судебным решением (в т. ч. определением об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании задолженности), такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию с лицевого счета организации. Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.

С момента вступления судебного решения в законную силу пени на недоимку, срок взыскания которых истек, не начисляются. Объясняется это тем, что пени применяются для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Принимать решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании могут налоговые инспекции и таможенные органы (в отношении недоимок по налогам, уплачиваемым при ведении внешнеэкономической деятельности). Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция может признать задолженность организации безнадежной в следующих случаях:

  • при ликвидации организации (в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации);
  • судом принято решение, согласно которому налоговая инспекция утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания;
  • через пять лет с даты образования недоимки размер недоимки и задолженности по пеням и штрафам не превышает 300 000 руб. (подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ, п. 2 ст. 6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). В этом случае судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскать недоимку. При этом решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании принимает инспекция по месту учета налогоплательщика (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393);
  • через пять лет с даты образования недоимки прекращается судебное дело по признанию организации банкротом в связи с отсутствием денежных средств для покрытия судебных расходов (подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • налоги (сборы, пени, штрафы, проценты) были списаны с банковского счета организации, но не перечислены в бюджет (при условии, что банк, в котором был открыт счет организации, ликвидирован).

Основания для признания задолженности безнадежной к взысканию перечислены в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если за недействующей организацией числится недоимка или задолженность по пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2015 года, недоимка или задолженность признается безнадежной к взысканию. При условии, что инспекция не может установить местонахождение должника или сведения о его денежных средствах и имуществе, которые можно взыскать в счет задолженности (ст. 4 Закона от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ).

После того как инспекция (таможня) исключит сведения о списанной задолженности из данных внутреннего учета, основания для списания этой задолженности появятся и у организации.

Порядок списания недоимки организаций, которые имеют признаки недействующих юридических лиц, указанные в пункте 1 статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392.

Взыскание недоимок по консолидированным группам

Некоторые особенности имеет порядок взыскания недоимок и принятия обеспечительных мер (с учетом документооборота) по консолидированным группам налогоплательщиков.

Во-первых, требование об уплате налога (пеней, штрафа) по консолидированной группе направляется ее ответственному участнику (абз. 2 п. 2 ст. 69 НК РФ).

Во-вторых, решение о взыскании налога (пеней, штрафа) может быть принято как в отношении ответственного участника, так и в отношении остальных участников группы. По сравнению с общим сроком взыскания срок для взыскания недоимки с консолидированной группы увеличен. Он составляет шесть месяцев с даты погашения задолженности, указанной в требовании.

При этом в первую очередь денежные средства взыскиваются с банковского счета ответственного участника. А если их недостаточно – последовательно (по усмотрению инспекции) со счетов других участников группы. Если часть задолженности была погашена одним из участников группы, общая сумма недоимки, подлежащая взысканию с остальных участников, уменьшается.

В-третьих, решение о приостановлении операций по счетам в первую очередь принимается в отношении ответственного участника. А если денежных средств недостаточно – последовательно (по усмотрению инспекции) в отношении других участников группы. Об этом сказано в пункте 13 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

В-четвертых, обращение взыскания на иное имущество участников консолидированной группы допускается, если для погашения задолженности недостаточно денежных средств на банковских счетах всех участников группы (абз. 2 п. 7 ст. 46 НК РФ). При этом взыскание производится с соблюдением следующей очередности:

  • наличные денежные средства (денежные средства в банках) ответственного участника;
  • наличные денежные средства (денежные средства в банках) других участников;
  • прочее имущество ответственного участника в последовательности, указанной в подпунктах 2–6 пункта 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ;
  • прочее имущество других участников группы в последовательности, указанной в подпунктах 2–6 пункта 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 статьи 47 Налогового кодекса РФ.

В-пятых, арест имущества применяется в той же очередности, что и при взыскании иного имущества (п. 15 ст. 77 НК РФ).

Взыскание недоимки через суд

В судебном порядке взыскиваются недоимки:

  • с организаций, которым открыт лицевой счет, если размер задолженности превышает 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • возникшие в результате переквалификации сделок, статуса или характера деятельности организации (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • возникшие в результате проверок правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, в судебном порядке взыскиваются недоимки с организаций, которые являются взаимозависимыми по отношению к организациям, у которых эти недоимки возникли. Причем речь идет только о недоимках, возникших по итогам налоговых проверок и непогашенных в течение трех месяцев.

Взыскание недоимки с взаимозависимых организаций возможно в следующих случаях:

  • если на их банковские счета поступает выручка за товары (работ, услуги), реализованные организациями, у которых возникла недоимка (в т. ч. если выручка поступает через совокупность взаимосвязанных операций с участием лиц, которые не признаются взаимозависимыми);
  • если организация, у которой возникла недоимка, узнав о назначении выездной или проведении камеральной проверки, передала взаимозависимой организации денежные средства или другое имущество, в результате чего взыскание недоимки стало невозможным.

Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Взыскание страховых взносов

Если организация не уплатила (или уплатила не полностью) взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, с нее взыскивается недоимка (ч. 2 ст. 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется. Контроль своевременной уплаты страховых взносов осуществляют территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России (ч. 1 ст.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector