Закон и право
Назад

Требования к придомовой территории многоквартирного дома

Опубликовано: 17.04.2020
0
3

Придомовая территория: определение и функции

Что такое придомовая территория? Перед началом строительства многоэтажного дома должен происходить перевод вида земельного участка из одной категории в другую, если в этом есть необходимость.

Кроме того, определяются и уточняются границы участка, которые обязательно должны принадлежать этому строению.

Это означает, что земельный участок для данного дома делится на две части – под домом и вокруг него. Юридической проблемой часто является корректное выделение земли, которая окружает дом. Именно эта часть и называется придомовой территорией.

Таким образом, придомовой территорий называется участок земли, прилегающий к дому, имеющий чёткие границы, зарегистрированный в органах государственной регистрации недвижимости, обеспечивающий жителям реализацию права на благоприятную среду, содержащий объекты озеленения и благоустройства данного дома.

Особый статус земли, прилегающей к дому, необходим для обеспечения следующих функций (ЖК РФ ст. 36, Закон № 189 ФЗ, ст. 16, ГрК РФ, Ст. 35).

  1. Создания территориальной структуры, позволяющей жителям дома реализовывать свои потребности в рамках существующего законодательства. Структура участка – это его разделение на зоны по их функциональности. К таковым могут относиться зоны зелёных насаждений, тротуары и тропинки, детские площадки, автомобильные стоянки и т.п.
  2. Контроля использования земли в соответствии с её целевым назначением. В данном случае подразумевается контроль со стороны жильцов дома и собственников земли.
  3. Реализация обязанностей жильцов совместно содержать придомовую территорию в соответствии с санитарными нормами федерального и регионального уровня.

Требования к придомовой территории многоквартирного дома

В некоторых случаях, возможно, стоит подумать об уменьшении размера придомовой территории, если она уже включает в себя объекты, которые не могут быть отнесены к общему имуществу конкретного МКД.

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД  принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь

Территория многоквартирного дома, как правило, является очень обширной, разнообразной и многоцелевой.

Обязательно должно быть отведено пространство под:

  • декоративные клумбы;
  • места отдыха (скамейки, беседки);
  • игровые зоны для детей;
  • автомобильную парковку;
  • место для сбора мусора;
  • веревки для сушки белья и пр.

Причем все это не должно мешать свободному перемещению пешеходов и беспрепятственному проезду автотранспорта. Все должно быть размещено и установлено согласно требованиям безопасности и прочим нормам.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ от 1 марта 2005 года, придомовая территория разбита на равные доли между всеми собственниками жилых помещений данного здания. Это значит, что она является объектом долевой собственности для каждого владельца квартиры в этом доме. В связи с этим они обязаны сформировать прилегающий участок земли, облагородить его, следить за порядком на образованном участке в соответствии с принятыми законом нормами. Перед тем, как начинать осуществлять все эти действия, необходимо поставить участок на кадастровый учет.

Данное правило касается домов, которые были построены до 1 марта 2005 года. Многоквартирные жилые здания, введенные в эксплуатацию после указанной даты, освобождаются от данной процедуры. Дело в том, что придомовая территория формируется еще на этапе подготовки к строительству, когда только готовится земля для застройки. Тогда доля прилегающего земельного участка становится автоматически собственностью владельца приобретенной квартиры.

Обычно территория, прилегающая к многоквартирному дому, уже включена в стоимость объекта недвижимости. Она, что примечательно, облагается налогом, а он в свою очередь делится в равной пропорции между всеми жильцами. Величина данной налоговой выплаты напрямую зависит от количества занятых в доме квартир и общей площади каждой.

Требования к придомовой территории многоквартирного дома

Исходя из определения долевой собственности, из прилегающего к многоквартирному дому участка не может быть выделена определенная часть. К примеру, жители одного из подъездов решили присвоить себе одну из клумб и беседку по центру двора. Эти действия неправомерны, жильцы не могут ограничивать других собственников в действиях по отношению к общим владениям.

Нормативная база

Любой участок суши, находящийся в юрисдикции государства, имеет свой юридический статус. Придомовые территории не являются исключением из этого права. Их статус обеспечивают следующие нормативные акты.

    Конституция Российской Федерации, гарантирующая гражданам право частной собственности на землю (ст. 36), право на благоприятную окружающую среду (ст.42), а также определяющая обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст.58).

Статья 36

  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Нормы организации и обслуживания

Изданный в 2006 году свод правил содержания общего имущества многоквартирного дома разграничивает права и обязанности собственников жилья и третьих лиц, совместно участвующих в обслуживании и содержании дворовой территории.

Требования к придомовой территории многоквартирного дома

Пункт №491 определяет основные объекты, которые могут и должны располагаться на придомовом участке:

  • земля, где был возведен сам объект;
  • элементы благоустройства (озеленения, досуга, занятия физкультурой и пр.);
  • пожарные проезды;
  • пункты теплообеспечения;
  • трансформаторные подстанции;
  • прочие объекты, необходимые для нормального обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома.

При распределении полезного пространства основным источником данных о фактической площади придомовой территории необходимо считать кадастровый паспорт. Именно там четко обозначены все границы.

Собственники жилья могут организовать домовой комитет для управления участком и ведения связанных с ним дел. Они также имеют право доверить распоряжение общим участком товариществу собственников жилья (ТСЖ), управляющей компании, специальной некоммерческой организации и др.

В независимости от того, кто занимается формированием, благоустройством и распределением придомовой территории многоквартирного дома, охваченными и соблюденными должны быть все установленные законом обязанности. Любое изменение, включая установку дополнительных скамеек или еще одной детской качели, а также снос одного из объектов, должно быть учтено документально и обозначено в кадастровом паспорте.

Статья 36

Статья 42

Статья 58

Права и обязанности собственников многоквартирного дома

Требования к придомовой территории многоквартирного дома

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.

Предлагаем ознакомиться  Субъекты семейных правоотношений: определение, виды

2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.

В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

Благоустройство

Следить за участком вокруг дома жильцы должны регулярно.

В их внимание обычно входит целый ряд вопросов:

  • строительство детских спортивных и развлекательных площадок;
  • ремонт объектов, расположенных на территории;
  • уборка участка, закрепленного за конкретным домом.
Предлагаем ознакомиться  Уступка будущего требования образец

Что касается уборки обозначенной местности, то необходимые мероприятия меняются в зависимости от сезона. Зимой, к примеру, у дворника такие обязанности:

  1. Уборка снега с проезжей части и пешеходных зон.
  2. Очистка дорог ото льда.
  3. Нанесение слоя песка и соли на дорожки.

В Жилищном кодексе прописаны правила и по уходу за территорией в теплые сезоны:

  1. Уборка сухих листьев, сломанных деревьев и другого сухостоя.
  2. Вывоз бытового мусора и крупных строительных отходов.
  3. Высадка клумб, уход за растениями, оформление местности.
  4. Установка и оборудование детских площадок, ремонт неисправностей, регулярный уход за ними, своевременная покраска.
  5. Возведение ограждений, лавочек и беседок.

Уборкой придомовой территории занимается либо муниципалитет, либо управляющая компания, либо частная организация, с которой жильцы заключили договор.

Закон

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

Ключевыми нормативными актами, регламентирующими вопросы, связанные с придомовой территорией, являются:

  • Жилищный Кодекс, устанавливающий, какие объекты относятся к придомовым участкам.
  • СНиП, устанавливающий нормативы, касающиеся расположения объектов на данном участке.
  • Гражданский и Земельный кодексы, положения которых регламентируют нюансы прав собственности на недвижимое имущество.
  • КоАП, в 7-й статье которого прописана ответственность, предусмотренная за нарушения обязательств по поддержанию придомового участка в надлежащем состоянии.

Правила установки ограждений

Парапеты, заборы и прочие огораживающие конструкции не только делают участок привлекательным визуально, но еще и четко разграниченным.

Таким способом можно позаботиться об организации места для следующих целей:

  • выгула собак;
  • отделения границы детской развлекательной зоны;
  • выявления места для сушки белья и выбивания ковров на улице;
  • зоны скопления мусора;
  • ограждения газона от парковочных мест.

Нормы Жилищного кодекса устанавливают несколько видов допустимых ограждений:

  1. Временный забор – специальная оградительная конструкция, отделяющая определенный участок на время проведения там профилактических или ремонтных работ. Это может быть замена подземных коммуникаций, укладка асфальта на небольшом отрезке дороги, покраска какого-либо объекта, монтажные работы на крыше здания и т.д. По окончании этих мероприятий временный забор должен быть демонтирован.
  2. Целевой забор – такой вид ограждения, как правило, устанавливают вокруг мусорных баков, зоны для сушки белья и прочих элементов инфраструктуры. По высоте целевой забор может достигать двух метров, может быть сплошным или с просветами. Главное его назначение – отделить хозяйственную зону от прочего пространства.
  3. Живая изгородь – газоны, кустарники, деревья высотой до полуметра. Последние из-за своего размера жильцы используют редко, так как они излишне прихотливы в уходе и очень хрупкие.
  4. Декорированный забор – устанавливается по желанию жильцов и имеет исключительно эстетическую направленность. Материал для изготовления может быть использован любой: дерево, металл, пластик и др. Главное, чтобы конструкция смотрелась прилично, была крепкой и безопасной.
  5. Шлагбаум – дополнительное ограждение, препятствующее проезду к определенной зоне.

Организация пространства, в частности ограждение всей территории или ее отдельных участков, требует согласования и одобрения БТИ, архитектурного комитета и прочих компетентных органов.

Кому принадлежит?

Придомовую территорию многоквартирного дома 2020 закон относит к общей собственности лиц, владеющих в данном здании квартирами.

Так, в 16-й статье ФЗ по ЖК №189 указано, что территория, окружающая возведенный на участке многоквартирный дом, вместе со всеми объектами и конструкциями на ней расположенным, считается коллективным долевым имуществом собственников жилья, прошедшего приватизацию.

Если подобная благоустроенная зона не была создана до введения в действие ЖК, то у всех граждан, являющихся собственниками жилья в данном доме, есть право обратиться с заявлением, содержащем просьбу о выделении такой территории, к органам общегосударственной или региональной власти.

Для полноценного использования придомовой территории жильцами дома необходимо, чтобы она имела четко обозначенные границы и была надлежащим образом оформлена.

Делается это в несколько последовательных этапов:

  • Первый из которых предусматривает коллективное собрание с проведением совещания, назначением доверенного лица и принятием по итогам встречи специального.
  • На втором этапе доверенное лицо отправляется в орган госадминистрации или управление регионального надзора с заявлением о создании придомовой территории. После проведения землеустроительных процедур уполномоченным органом утверждается проект границ участка.
  • Третий этап предусматривает непосредственную разметку территории. Этим занимается департамент администрации либо аппарат регионального управления, в зоне ответственности которого располагается многоэтажка. Территориальным департаментом земельных ресурсов осуществляется разработка заключения о бесплатном выделении участка в коллективную долевую собственность.

С того момента, как запись о прилегающей к дому земельной территории внесена в государственный кадастр, этот земельный участок вместе со всеми объектами, входящими в структуру данного здания, переходят в коллективную долевую собственность собственников жилья.

Обустройство мест парковки автомобилей

Время, место и порядок стоянки автомобилей в жилых дворах на территории многоквартирных домов тоже регулируется федеральным законодательством.

Согласно Жилищному кодексу, своду правил, существуют обязательные нормы парковки в этих местах. Их соблюдение поможет избежать конфликтов с соседями, а также аварийных ситуаций. Итак, вот основные из них:

  1. Под окнами жилого дома запрещено оставлять автомобиль с включенным мотором надолго.
  2. Вплотную к мусорным бакам транспорт парковать нельзя. Минимальным считается расстояние в 5 метров.
  3. Большегрузы на придомовой территории многоквартирных домов останавливаться не имеют права. К данной категории относятся автомобили весом свыше 3,5 тонн.
  4. Запрещается ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным дорожкам и детским площадкам.
  5. Владельцы транспортных средств не имеют права загораживать на своем авто проезд экстренным службам и другим автовладельцам.
  6. На тротуаре и газоне стоянка запрещена.

При обнаружении нарушения хотя бы одного из перечисленных пунктов можно смело обращаться в полицию.

Сколько метров?

Размер участка, примыкающего к многоквартирному дому, определяется в индивидуальном порядке с учетом норм, прописанных в законодательных актах, регулирующих градостроительную, земельную и жилищную сферы.

Ширина участка в среднем варьируется в пределах 3-6 метров в зависимости от ряда факторов:

  • наличия окружающих здание дорог, находящихся в общем пользовании;
  • этажности дома;
  • плотности застройки в квартале.

Расчет площади придомового участка традиционно производится путем нахождения произведения общей площади зданий и удельного показателя участка земли на квадратный метр жилплощади. В конкретных случаях при расчете могут быть использованы дополнительные показатели.

Предлагаем ознакомиться  Межевание придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году

Как узнать границы?

Зона около многоэтажного дома находится в общей собственности всех владельцев квартир. Они имеют право распоряжаться этой территорией по своему усмотрению, облагораживать его, озеленять, возводить различные конструкции, не нарушая при этом установленные на законодательном уровне нормативы.

Узнать, каков размер участка и где точно проходят его границы, можно в кадастровом плане конкретного объекта. Запросить этот документ можно в управляющей компании, занимающейся обслуживанием здания.

Межевание

Прилегающая к дому территория вместе со всеми расположенными на ней объектами находится в общей собственности жильцов дома. На практике же всем этим имуществом часто пользуются посторонние граждане.

Если такое положение вещей не устраивает собственников, им следует позаботиться о межевании данной территории. Заказать такую процедуру можно в кадастровой или управляющей компании.

Для начала требуется проведение собрания жильцов с принятием соответствующего решения и подготовкой протокола по его итогам.

На основании данного документа заключается договор на обслуживание с управляющей компанией, сотрудники которой выполняют процедуру межевания.

В правоустанавливающей документации отражаются все основные параметры и характеристики участка, на основе которых управляющей компанией производится расчет расходов на содержание территории в чистоте и прочие коммунальные расходы. Если документальное оформление территории не было осуществлено, то все издержки, связанные с ее содержанием, несет муниципалитет.

Перед возведением и использованием любого рода ограждений всей действия должны быть в обязательном порядке согласованы с администрацией.

Порядок установки заборов следующий:

  • проведение собрания жильцов с принятием решения относительно необходимости сооружения забора;
  • написание заявления в местную администрацию с просьбой о выдаче разрешения на сооружение ограждения строго определенных габаритов, план будущего объекта представляется в ответственные госорганы и согласовывается с ними;
  • получение разрешения, которое обычно выдается без проблем при отсутствии выявленных нарушений.

На какой срок заключается договор управления многоквартирным домом? Информация здесь.

Что входит в общее имущество многоквартирного дома? Подробности в этой статье.

Эксплуатация участка

Жильцы, являющиеся законными собственниками своих квартир, собравшись вместе, могут приватизировать землю. Только тогда она может считаться полноценной собственностью, а до этого момента принадлежит муниципалитету. Сам процесс бесплатный, но после введения объекта в частную собственность на него начинает исчисляться налог.

Проведя приватизацию, жильцы многоквартирного дома имеют право не только благоустраивать участок по своему усмотрению, возводить и сносить объекты по согласованности друг с другом. В их возможности теперь входит и сдача территории в аренду. Размер платы устанавливается совместно по результатам собрания всех жильцов. Средства должны быть пущены на общественные нужды двора, присвоить их не получится.

В качестве вариантов, куда можно направить полученную ренту, представлены:

  • замена досок объявлений перед подъездами;
  • роспись трансформаторной будки и других «скучных» стен;
  • украшение территории игрушками, декоративными композициями;
  • покраска и обновление скамеек и крыльца у подъезда;
  • высадка растений, поддержание вида клумбы;
  • стрижка газона и пр.

Ремонт приватизированного имущества по закону производят собственники, то есть жильцы дома.

Как гласит жилищный кодекс, возведение любых новых объектов на придомовой территории не должно препятствовать проезду и проходу жильцов, препятствовать доступу экстренных и коммунальных служб.

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД.

Требования к придомовой территории многоквартирного дома

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». 

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

https://www.youtube.com/watch?v=DDmvpDFtBww

С уважением, Ильмира Носик

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector