Закон и право
Назад

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Опубликовано: 20.02.2020
0
2

Статья 11.7 ЗК РФ Перераспределение земельных участков

Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:

  • в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
  • если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
  • при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

Понятия и особенности процедуры

Чаще всего с прошением о проведении данной манипуляции обращаются лица, являющиеся сособственниками земельных наделов, желающие поровну разделить участок, чтобы у каждого в итоге была своя территория.

Для перераспределения земельных владений необходимо обратиться в геодезическую фирму, которая имеет соответствующую лицензию, и к кадастровому инженеру. Первый орган отвечает за изменение границ участков, второй — проводит непосредственно сами измерительные манипуляции на указанной местности.

Если в процессе сделки одному из участников достанется территория меньше, то он имеет право на получение компенсации. Чтобы не допустить разногласий на этот счёт, собственникам следует заранее оговорить такой возможный итог, и внести сумму компенсации в договор.

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Что касательно количества участвующих лиц, то оно может быть неограниченно. Главное, чтобы все участники являлись собственниками оговариваемых в документе участков/участка.

Так, подать заявление на проведение данной процедуры можно в таких случаях:

  • раздел территории между несколькими наследниками;
  • объединение прилегающих участков с целью получения единой территории, которая будет иметь общее целевое назначение;
  • изъятие земельных владений;
  • уточнение границ в случае споров касательно использования наделов между собственниками.

Неуместно подавать заявление на перераспределение земли, находящейся в собственности у муниципалитета либо государства. Исключением является смена границ, связанная с развитием промышленных и сельскохозяйственных объектов, но в этом случае решение администрации зависит от классификации территории, вторгнуться на которую заявитель имеет намерения.

Кроме того, при разделе участка важно принимать во внимание тот факт, что границы прилегающих территорий не должны пересекать проезжую часть и иметь коммуникационные системы.

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель. Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью.

  • любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
  • в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
  • после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».

Законодательно разрешенное мероприятие такого рода дает возможность увеличения территории принадлежащей вам земли. Также произошло фактическое узаконение самозахватов соседних земель некоторыми гражданами. Однако существуют и другие основания, ввиду которых может потребоваться такая процедура.

С обновлением положений российского законодательства поменялись также главные условия, наличие которых может привести к отказу в исполнении вышеуказанной процедуры:

  • при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
  • если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
  • участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
  • когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
  • когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.
  • заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
  • посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
  • пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  • составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
  • при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  • поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Обратитесь в геодезическую компанию или к компетентному кадастровому инженеру и закажите необходимые кадастровые работы. Геодезическая компания должна обладать соответствующей лицензией, разрешающей проведение межевальных работ, а для кадастрового инженера предусмотрено специальное правило, в соответствии с которым он обязан числиться в федеральном списке соответствующих специалистов, который содержит официальный сайт Росреестра.

Утверждение кадастровых планов новообразованных земель входит в компетенцию Земельного департамента. Это возможно в лишь в том случае, если не нарушаются требования сервитутов для всех перераспределяемых объектов, и при соответствии установлений в отношении предельно допустимых размеров землевладений, которые установлены в конкретном субъекте государства.

Процедура перераспределения и порядок её проведения чётко прописаны в Земельном Кодексе РФ. 

Основной целью данного мероприятия является образование смежных территорий с изменёнными границами. При этом старые участки становятся несуществующими, поэтому так важно проводить повторное межевание и регистрировать новую площадь надела.

  • наличие судебного решения о переносе ранее установленных граничных точек участка;
  • проведение коммуникационных систем, которые по плану должны находиться на территории конкретного землевладения;
  • если недвижимость, возведённая на участке, нарушает закон о минимальном расстоянии между границами и зданиями;
  • при разделении территории между несколькими собственниками;
  • для расширения текущих владений путём примыкания соседней площади;
  • раздел земли между несколькими наследниками и пр.

По Земельному Кодексу перераспределение осуществляется в соответствии с определёнными требованиями. Процедура может быть выполнена только при наличии оснований и соглашения.

Образец заявления о перераспределении земельных участков

Перераспределить границы земельных владений можно несколькими способами, а вот к какому из них прибегнуть — собственники решают самостоятельно:

  • одна общая территория делится на несколько наделов;
  • увеличение участка путём прирезки смежной площади;
  • выдел нескольких или одного участка из одной территории;
  • объединение соседних земель в одну;
  • изменение границ внутри нескольких смежных землевладений.
Предлагаем ознакомиться  Осуществление закупки почтовых марок по 44 ФЗ

Разделение наделов, принадлежащих садовым товариществам либо дачным кооперативам, осуществляется исходя из ст.11.4 п.4 ЗК РФ. Перераспределение границ участков, используемых владельцами на правах бессрочной аренды, происходит только с разрешения региональных исполнительных органов власти.

Осуществляется перераспределение границ в следующем порядке:

  1. Оформление соглашения между собственниками земель, которые будут участвовать в процедуре. Документ должен содержать информацию о предстоящих мероприятиях и данные территорий.
  2. Подача ходатайства в местную администрацию. В дальнейшем оно будет направлено в отделение комитета, занимающегося земельными работами региона.
  3. Получение ответа по истечении 30 дней. Решение комитета может быть как положительным, так и отрицательным, но в случае чего, его можно оспорить в судебном порядке.
  4. Составление плана геодезических работ. Собственники могут провернуть это самостоятельно, воспользовавшись программой ПКЗО, или нанять специалиста.
  5. Оформление разработанного межевого плана на изменённый надел.
  6. Выполнение работ по межеванию территории кадастровым инженером. Они включают в себя геодезическую съёмку наделов и изменение смежных границ. Результаты по ним в обязательном порядке направляются в земельный комитет.
  7. Оплата необходимых услуг и госпошлины.
  8. Оформление кадастрового плана на новую территорию и переделка прав собственности каждым собственником.

Перед подписанием соглашение собственникам землевладений следует тщательно изучить все собранные документы и пункты самого договора. Особое внимание необходимо уделить сумме компенсации в случае получения меньшего участка.

Соглашение на перераспределение участков между частными владельцами составляется согласно установленному регламенту. Оформляется документ обязательно в письменном виде и только по установленному образцу, пример которого можно найти на сайте органов, занимающихся земельными делами. Такое соглашение является стандартным договором, в котором указывается, что в процедуре участвует несколько сторон по обоюдному желанию.

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Условия перераспределения земельных участков

  • землевладения должны быть соседними, то есть соприкасаться минимум в одной точке;
  • такие земли не должны иметь ограничений и арестов;
  • заранее обратитесь к собственникам смежных земель и договоритесь с ними об указанной процедуре;
  • соберите необходимый пакет документации;
  • представьте в территориальное отделение Росреестра заявление в отношении процедуры перераспределения;
  • закажите услуги по исполнению требуемых работ кадастровым инженером.

Для выполнения процедуры каждой заинтересованной стороне стоит учитывать следующие актуальные условия:

  • земельные участки должны в обязательном порядке находиться по соседству – соприкосновение обеспечивается хотя бы в одной приграничной точке;
  • на наделы не должны быть наложены санкции и прочие ограничения, например, аресты;
  • сторонам сделки рекомендуется заблаговременно обратиться к пользователям или владельцам смежных территорий и заключить с ними договор, отражающий параметры планируемой процедуры;
  • важно собрать определенный комплект документов;
  • заявление предоставляется в территориальное подразделение государственного реестра;
  • дополнительно важно заказать работы по исполнению мероприятия у уполномоченных кадастровых специалистов.

Классификация

В 2020 году земельное законодательство выделяет несколько возможностей изменения предельных размеров земельных участков при согласии собственников:

  • если процедура перераспределения проводится на землях, которые находятся в собственности как физических, так и юридических лиц – изменения регулируются соглашением с учетом предварительного получения разрешения от уполномоченных органов;
  • перераспределение связывается только с муниципальными территориальными наделами – такой вариант особенно подходит в том случае, когда земля переходит из пользования одного государственного или регионального учреждения в пользу другого;
  • изменение границ разных участков земли, один из которых находится в непосредственной собственности у физического лица, а другой – у государства.

Образец свидетельства о государственной регистрации права

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Основания перераспределения муниципальных и частных земель

Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:

  • при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;
  • перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
  • корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ. Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.
Предлагаем ознакомиться  Как уволиться с работы по собственному желанию а не по статье

Порядок землепользования предусматривает возможность перераспределения земель, состоящих в частной собственности и тех участков, которые принадлежат государству или муниципалитету. Такая возможность закреплена в статье 39.28 ЗК РФ.

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Изменение границ смежных участков допускается в следующих случаях:

  1. Приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания.
  2. Необходимость исключения вклиниваний, острых углов, вкраплений в земельную территорию, при условии, что площадь участка увеличивается не более максимально возможного размера.
  3. Если площадь участка не увеличится сверх допустимых норм, можно проводить перераспределение государственных или муниципальных участков и земель, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
  4. Территории образуются для строительства государственных объектов стратегического значения, в том числе при прокладке автомобильных и железнодорожных путей сообщения.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

Возможные причины:

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Возможные причины:

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Какова суть перераспределения землевладений?

  • смена установленных ранее границ соседних земель (такие изменения возможны в отношении двух объектов и более);
  • формирование новых участков с обновленными границами, зафиксированными надлежащей кадастровой документацией;
  • изменение ранее установленных земельных границ и их эксплуатация согласно новому назначению (при его изменении).

Для того, чтобы подать заявление на перераспределение, соберите надлежащий пакет документации, состоящий из:

  • заявления, составленное от вашего имени либо от имени организации;
  • приобщите к указанному заявлению такие бумаги:
  • копии документации, являющейся подтверждением права собственности на ваше землевладение, если она не регистрировалась в ЕГРН;
  • карту местоположения объекта недвижимости при отсутствии проекта по его межеванию, согласно которому происходит процедура перераспределения;
  • доверенность, подтверждающую ваши полномочия, в случае, если вы подаете документы от имени собственника земли;
  • нотариально удостоверенный перевод документации, подтверждающие проведенную государственную регистрацию, если это заграничная организация.
Предлагаем ознакомиться  Конкурсный (арбитражный) управляющий при банкротстве юридических лиц

Согласно пункту 2 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, текст заявления о перераспределении земли должен включать информацию в отношении:

  • заявителя (ФИО, данные паспорта, место проживания);
  • кадастрового номера землевладения, который будет увеличен;
  • кадастрового номера участка, который будут прирезать;
  • проекта межевого дела на землевладение.

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Оформление соглашения требует оформления в письменном виде. В качестве субъектов данной процедуры выступает компетентный в земельных правоотношениях орган и заявитель.

Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию. Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.

  • личной информации в отношении собственников соответствующих землевладений;
  • подробного описания перераспределяемой недвижимости;
  • обоснования необходимости перераспределения территорий.

В качестве основания для проведения регистрации Земельной палатой созданных землевладений выступает подписанный сторонами процедуры договор, а также выдел соответствующих территорий. Землевладения, которые не прошли процедуру регистрации в органах Росреестра, не относятся к кадастровым, и, соответственно, не могут эксплуатироваться в соответствии с назначением.

Расширение изначально установленных размеров частных землевладений, в итоге проведения мероприятий по перераспределению данных объектов и участков, являющихся собственностью государства или муниципалитета, происходит на возмездной основе.

  • согласно предписаниям Правительства нашего государства, относительно землевладений, являющихся федеральной собственностью;
  • согласно установлениям государственных органов субъекта Российской Федерации, касаемо земель, являющихся собственностью субъекта государства, участков с неразграниченной собственностью;
  • в соответствии с указаниями муниципальных органов, касаемо территорий, являющихся собственностью муниципалитета.

Данные о стоимости прирезаемой земли определяются исходя из ее оценки по кадастру.

Сумма будет равна:

  • 15%, если габариты вашего участка не выходят за пределы установленных нормами законодательства нормативов;
  • кадастровой стоимости, если размер земли выше норматива более, чем на 10%.

В начале 2020 года нормативные акты, регламентирующие порядок соответствующих изменений, а также некоторые дополнительные факторы, которые в теории могут препятствовать исполнению мероприятий, претерпели некоторых изменений.

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года имеет некоторые особенности. Для ознакомления с ними следует подробно рассмотреть правовую базу, регуляторов процесса, условия исполнения заявленных операций, порядок заключения соглашения, стоимость, а также варианты отказа.

Классификация

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками осуществляется поэтапно. Каждое действие должно производиться по порядку, иначе процесс может затянуться.

Документальное сопровождение

  • заявление;
  • доверенность – если гражданин подает документацию от имени непосредственного владельца земли;
  • перевод свидетельства о регистрации права собственности, если оно было ранее предоставлено зарубежной компании;
  • схема участка.

Заявление

В соответствии со статьей 39.29 Земельного Кодекса РФ, заявление о перераспределении земельных наделов должен обязательно включать в себя следующие сведения:

  • ФИО, паспортные данные и место фактического жительства заявителя;
  • кадастровая кодификация земельного владения, который будет расширен;
  • номер участка, который будет прирезан;
  • проект межевого плана – может храниться у правления кооператива или у исполнительного органа власти, которые предоставили участки в пользование товариществам.

Статья 39.29 ЗК РФ. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков

Заявление подобного рода не имеет установленного законом бланка, поэтому составляется в свободной форме. Образец его заполнения можно попросить у сотрудника администрации или найти на просторах интернета.

При самостоятельном написании, главное, помнить, что его структура должна соответствовать ст. 39.29 п.2 ЗК РФ:

  • Ф. И. О. заявителя;
  • кадастровый номер территории, границы которой будут изменяться;
  • кадастровые номера смежных участков;
  • данные самого проекта межевания.

К заявлению обязательно следует приложить документы, о которых в нём говориться. Все указанные в заявлении номера должны соответствовать нумерации на предоставленных оригиналах.

При перераспределении земли между собственниками в 2020 году может понадобиться следующая документация:

  • кадастровый план участка;
  • схема местонахождения земли;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • основание для процедуры раздела;
  • кадастровый и технический паспорт недвижимости, находящейся на оговариваемой территории;
  • паспорта собственников;
  • письменное согласие всех владельцев.

Стоимость перераспределения земельных участков

Размер выплат за перераспределение земельных участков устанавливается самим собственником надела или государством, в зависимости от принадлежности. Данное условие полностью регламентируется статьей №39.28 ЗК РФ.

Для расчета финальной стоимости прирезаемых земель достаточно иметь представление о следующих параметрах:

  • площадь;
  • кадастровая стоимость;
  • размер за прирезку участка в процентном соотношении.

Статья 39.28 ЗК РФ. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков

Оплата услуг кадастрового инженера и геодезиста До 50 тыс. рублей.
Оплата межевания новых наделов От 15 до 30 тыс. руб.
Государственная пошлина за снятие участков с учёта 2 000 руб.
Регистрация новообразованных владений 2 000 руб., с физического лица и 22 тыс. с организации.

Кроме того, на величину расходов влияет общая стоимость земель, которые будут принимать участие в перераспределении, и их площадь. Также сумма напрямую зависит от того являются собственники физическими или юридическими лицами.

На стоимость изменения границ также влияет принадлежность самих участков к определённой категории. Так, при присоединении федеральной земли величина взноса насчитываться исходя из её кадастровой оценки. Если в процедуре перераспределения участвуют только частные наделы, то во внимание берётся их

рыночная стоимость

При межевании границ все смежные территории, которые будут подвергаться изменениям, не должны иметь каких-либо запретов. Земли, находящиеся в аресте, имеющие обязательства перед кредиторами либо другие обременения, не могут принимать участие в перераспределении.

Оговорки насчёт отказа

При определенных обстоятельствах заинтересованным сторонам может быть вынесен отказ в проведении рассматриваемой процедуры.

  • муниципальная земля была выставлена на публичные торги;
  • перераспределяемые участки не имеют общие границы;
  • если к землям, по отношению к которым планируется изменение предельных размеров, не была применена процедура межевания;
  • если у земель разные категории разрешенного пользования – например, один из участков может быть отведен под индивидуальное строительство, а другой – под ведение деятельности сельскохозяйственного характера;
  • если земли располагаются на территориях, относящихся к двум или более разным муниципальным образованиям.

При возникновении подобных проблем рекомендуется позвонить юристу и получить консультацию о дальнейших действиях.

На прошение касательно перераспределения земельных участков заявители могут получить отказ. Однако следует помнить, что неодобрение заявления должно быть обоснованным, в противном случае решение можно оспорить в судебном порядке.

Основаниями для отказа могут быть:

  • несогласие одного из владельцев (собственника) на проведение работ по перераспределению участков;
  • смежные территории, которые будут вовлечены в процесс, принадлежат государству или муниципалитету;
  • наличие государственной либо муниципальной недвижимости на участке, к которому будут присоединяться территории;
  • прирезаемая земля относится к категории, имеющей ограничения по землеобороту;
  • одна из участвующих территорий не находится в собственности её владельца;
  • превышение максимально допустимой квадратуры надела за счёт прирезаемых территорий.

Правовая база

Перераспределение земельных участков порядок осуществления

Если мероприятия проводятся на землях, переданных частным владельцам, то и непосредственные собственники могут на законных основаниях получить весь перечень правомочий на новообразованные владения. Для этого составляется договор между заинтересованными сторонами.

Статья 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков

Статья 22 ЗК РФ. Аренда земельных участков

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Кто регулирует процесс

Основным регулятором процесса выступают отделения федеральной службы кадастра и картографии. Сделка не сможет состояться, если перераспределение будет невыгодно одной из сторон.

Статья 11.8 ЗК РФ. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

Статья 11.9 ЗК РФ. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Права на участие в операции имеют:

  • пользователи земли;
  • граждане, получившие территорию на основании положений арендного соглашения;
  • держатели залогов;
  • фактические собственники земли.

Как это происходит

Если территории не относятся к видам земли, по отношению к которым рассматриваемое мероприятие изначально запрещается, то заинтересованной стороне стоит следовать установленному алгоритму действий:

  1. Заключить устный договор с собственниками соседних участков.
  2. Посетить уполномоченный орган и составить заявление о получении разрешения на выполнение кадастровых работ.
  3. Пригласить уполномоченного инженера для изменения предельных параметров надела.
  4. Составить специализированный договор и передать его на рассмотрение в компетентный муниципальный орган.
  5. Утвердить план работ с учетом фиксации планируемых изменений.
  6. Поставить новый земельный участок на учет.
  7. Запросить новую кадастровую документацию, в которой будут отражены измененные границы. 
, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector