Закон и право
Назад

Разъяснения нового порядка оплаты отопления

Опубликовано: 20.02.2020
0
2

В какие сроки проводится корректировка?

В прежних Правилах описаны три варианта расчета платы за отопление, корректировка подразумевается только в двух из них.

Первый вариант — когда в доме отсутствуют какие-либо приборы учета тепловой энергии. Плата рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию (формула 1 из Приложения 2 к прежним Правилам). Корректировка не проводится.

Второй вариант — когда в доме есть только ОПУ тепловой энергии (ИПУ отсутствуют). Плата рассчитывается путем перемножения площади помещения, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию (формула 7). Среднемесячный объем определяется путем деления объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за истекший год на 12 месяцев и на общую площадь помещений в доме.

Обратим особое внимание, что в прежних Правилах не уточняется, какой период следует понимать под истекшим годом: календарный год, предшествующий расчетному месяцу (в этом случае половина отопительного сезона будет «обсчитана» по одному показателю, а вторая половина, с января, — уже с учетом показателя следующего календарного года), или последовательные 12 месяцев, предшествующие расчетному месяцу (в этом случае в каждом месяце рассматриваемый показатель будет колебаться).

Впрочем, с точки зрения потребителей, ожидаемым является выставление платы ежемесячно в одинаковом размере, поэтому имеет смысл зафиксировать размер среднемесячного потребления на календарный год или отопительный период. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из норматива потребления.

При этом исполнитель раз в год проводит корректировку платы по формуле 8 следующим образом. Размер платы за тепловую энергию по данным ОПУ (за истекший год) умножается на долю в праве общей собственности конкретного собственника (отношение площади помещения к общей площади помещений в МКД), из полученной суммы (это реальная стоимость тепловой энергии, которую собственник обязан оплатить) вычитается общий размер платы за отопление за прошедший год.

Вопрос: В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из нормативов потребления. Должен ли исполнитель проводить корректировку платы за отопление в этой ситуации?

В Письме от 12.11.2014 N 25263-ОД/04 Минстрой России указал следующее. Прежними Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится.

  • наличие ОПУ;
  • наличие сведений о совокупном объеме потребленной энергии на отопление по показаниям ОПУ за истекший год.

Использование формулы 1 при расчете платы в доме, оснащенном ОПУ, не является обстоятельством, исключающим проведение корректировки. Это утверждение подтверждается п. 22 прежних Правил, согласно которому при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в МКД несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний ОПУ.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 544 ГК РФ и пп. «а» п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при наличии в доме ОПУ объем коммунального ресурса определяется по его показаниям. Проведение корректировки обеспечивает тождественность обязательств собственников помещений перед исполнителем и исполнителя коммунальных услуг перед РСО.

Ключевой момент. Проведение корректировки платы за отопление обусловлено наличием ОПУ тепловой энергии.

Третий вариант — когда в доме установлен ОПУ и во всех или в некоторых помещениях есть ИПУ тепловой энергии. В этом случае плата за отопление рассчитывается по-разному в зависимости от наличия ИПУ. Если в помещении ИПУ нет, плата считается по нормативу потребления (формула 1), если счетчик установлен — по среднемесячному потреблению за прошлый год по показаниям ОПУ (формула 7).

Исполнитель проводит корректировку ежегодно по формуле 10. Для этого необходимо выявить разницу между реальными обязательствами собственников всех помещений по оплате тепловой энергии (то есть платой за тепловую энергию за истекший год во всех помещениях по данным ОПУ с учетом тарифа на тепловую энергию) и суммарной начисленной за год платой (исходя из нормативов потребления и среднемесячного годового потребления). Эту разницу и предъявляют в виде корректировки собственнику каждого помещения пропорционально доле в праве собственности на общее имущество.

Обратим внимание, что при наличии в доме ОПУ в некоторые периоды он не может корректно фиксировать объем потребления тепловой энергии (выявлена неисправность, истек межповерочный период). Если эти обстоятельства подтверждены документами, они являются основанием для непроведения корректировки и нет возможности расчета платы исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год (Постановления АС ЗСО от 31.07.2015 N Ф04-21198/2015, от 18.03.2015 N Ф04-14747/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 N 17АП-8421/2015-АК).

В прежних Правилах относительно сроков проведения корректировки использованы следующие формулировки: «исполнитель проводит корректировку один раз в год», «размер платы за отопление корректируется исполнителем один раз в год». Также в п. 27 прежних Правил предусмотрено: величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с пп. «г» п. 20, пп. «б» п. 21, п. п.

Более конкретных указаний, кроме ежегодной периодичности проведения корректировки, нормативный документ не содержит. Поэтому на практике он трактуется по-разному. Точнее, существуют два варианта трактовки. Первый вариант: корректировка проводится за последовательные 12 календарных месяцев, следующих за вводом ОПУ в эксплуатацию либо за моментом начала предоставления коммунальных услуг конкретным исполнителем.

За период менее 12 месяцев в общем случае корректировку проводить нельзя (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А26-9208/2013). Второй вариант: корректировку нужно проводить только по итогам календарного года, то есть с 1 января по 31 декабря (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 N 18АП-9833/2015).

Ключевой момент. Плата за отопление должна быть скорректирована незамедлительно после получения всех сведений, необходимых для перерасчета.

Если с периодичностью проведения корректировки более или менее понятно, то о сроках осуществления самого перерасчета по истечении рассматриваемых 12 месяцев в нормативном документе нет никаких указаний. К примеру, представители УК часто полагают, что перерасчет можно сделать в течение года с момента завершения периода перерасчета (то есть перерасчет платы за отопление за 2014 г.

Разъяснения нового порядка оплаты отопления

может быть сделан в любой из месяцев начиная с января и заканчивая декабрем 2015 г., значит, сумму корректировки за 2014 г. потребители могут увидеть самое позднее в платежном документе за январь 2016 г.). А вот Свердловский областной суд не согласен с таким подходом и требует, чтобы корректировка платы за отопление была произведена сразу по окончании периода, за который нужно сделать перерасчет, то есть сразу же после того, когда необходимые для корректировки сведения появятся у УК.

Также следует заметить, что на требования о проведении корректировки платы за отопление распространяется общий срок исковой давности (три года). Он отсчитывается с момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о том, что УК не провела корректировку) и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (исполнитель коммунальных услуг) (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Поэтому претензия направляется в одну из данных структур, на балансе которой числится дом. В рамках законодательства орган является исполнителем жилищно-коммунального обслуживания. Соответственно, несет ответственность за предоставление услуг в надлежащем объеме и качестве.

В ситуации, когда на общем собрании собственниками дома принято решение о непосредственном управлении общедомовым имуществом, то заинтересованное лицо должно обращаться в РСО.

В постановлении Правительства России (пп «к» пункта №31 Правил) установлено, что обратная связь по обращению граждан должна составлять не больше 3 рабочих суток. Дата исчисления начинается с момента регистрации в журнале заявления.

До 2020 г. корректировка платы за отопление практически не проводились коммунальщиками. Перерасчет за тепло если и делали, то только по заявлению собственника. Происходила такая ситуация повсеместно, т. к. над фирмами со стороны надзорных органов практически не было контроля, что позволяло регулярно нарушать законы и права граждан.

Фактически управляющие компании или в некоторых случаях ресурсоснабжающие предприятия несут ответственность за проведение перерасчета по отоплению. Однако обращаться потребитель может не больше одного раза за 12 месяцев.

Перерасчет по отоплению по 354 постановлению должен производиться согласно формуле. Данный метод расчета применяется для МКД и помещений без индивидуальных счетчиков за потребление теплового ресурса.

Предыстория

Напомним – Правилами 354 в Правила 307 были внесены изменения, согласно которым с 01 сентября 2012 года утратили силу положения Правил 307 в отношении всех коммунальных услуг за исключением отопления. Поскольку Правила 354 предусматривали расчет за коммунальную услуг по отоплению по факту потребления (то есть исключительно в отопительный период – либо по приборам учета, либо по нормативам потребления), а Правила 307 предусматривали оплату отопления в течение года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы, Правительство РФ предоставило субъектам РФ право принять решение о выборе способа оплаты отопления – либо по Правилам 354, либо по Правилам 307.

При этом существование двух вариантов оплат отопления декларировалось как временное, установленное на некий «переходный период», необходимый для отказа от норм Правил 307 и установления порядка оплаты отопления, предусмотренного Правилами 354. В качестве даты окончания такого «переходного периода» была установлена дата 31 декабря 2014 года, после которой на всей территории РФ должен был действовать единый и единственный порядок оплаты отопления, регламентированный Правилами 354.

Предлагаем ознакомиться  Рассрочка долгов за квартиру — узнайте, возможна ли рассрочка задолженности по коммунальным платежам

Однако, значительная часть субъектов РФ не пожелали применять на своих территориях новый порядок оплаты отопления, сохранив круглогодичную оплату отопления, и буквально за неделю до планируемого истечения срока действия Правил 307 было обнародовано постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N1380 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 22 декабря 2014 года, вступило в силу 30 декабря 2014 года).

Надо отметить, что такой «новогодний подарок» весьма ощутимо увеличил расходы тех организаций, которые (как это, собственно, и должно быть при ответственном подходе к делу) провели мероприятия по подготовке к переходу на Правила 354 – установили новое программное обеспечение, провели корректировку платы за отопление (Правилами 354 такая корректировка не предусматривалась, ее надо было провести в период действия Правил 307), осуществили ряд других действий.

Но запланированной ранее отмены Правил 307 не произошло, и все подготовительные мероприятия оказались напрасными. Интересно, что органы госвласти подавляющей части субъектов РФ, в которых действовали Правила 307, даже не планировали принимать какие-либо региональные нормативные правовые акты, соответствующие новому порядку оплаты отопления, утвержденному Правилами 354 (например, НПА устанавливающие нормативы потребления теплоэнергии на отопление именно в месяцы отопительного периода, другие необходимые НПА).

ПП РФ от 17.12.2014 N1380 продлило действие Правил 307 до 30 июня 2016 года. О дальнейшем продлении действия Правил 307 Правительство РФ не заявляло, но продление действия норм Правил 307 все же произошло. Само постановление от 23.05.2006 N307, как и планировалось, утратило силу с 01.07.2016, но нормы, предусматривающие возможность оплаты отопления равными частями в течение всего года, были внесены в Правила 354.

Корректировка — обязанность или право исполнителя?

Разъяснения нового порядка оплаты отопления

Как уже было сказано, оплате подлежит лишь фактически потребленная тепловая энергия. Если исполнитель коммунальных услуг получил плату за услуги, которые реально не были оказаны, с точки зрения гражданского законодательства он получил неосновательное обогащение, подлежащее возврату. С позиции законодательства об административных правонарушениях в непроведении корректировки можно усмотреть обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ).

Кроме того, нельзя забывать, что с 28.12.2015 в ст. 157 ЖК РФ появится новая ч. 6, предусматривающая ответственность лица, виновного в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, в виде штрафа, если такое нарушение не было устранено до обращения и (или) внесения платы потребителем. То есть не проводить корректировку в пользу потребителей опасно с точки зрения возможных негативных последствий в виде штрафов.

С другой стороны, также необходимо проводить корректировку в свою пользу (когда потребителям доначисляется плата). Показательный пример — Определение ВС РФ от 23.07.2015 N 301-ЭС15-9859. Так, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитываться с РСО на основании данных ОПУ и не вправе ссылаться на то, что потребители ему вносят меньшие суммы.

Риски, связанные с нереализацией обязанности по проведению корректировки размера платы, являются рисками ответчика и не могут служить обоснованием доводов о необоснованности произведенного истцом расчета процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из объемов, определенных по данным общедомового прибора учета.

Таким образом, можно прийти к выводу, что проведение корректировки в пользу потребителей (уменьшение начисленной платы за отопление) является обязанностью исполнителя (ее непроведение нарушает права потребителей), а в свою пользу — правом, риски нереализации которого лежат полностью на самом исполнителе (права потребителей при непроведении корректировки не нарушаются, однако с таким правом исполнителя корреспондирует обязанность потребителей оплатить скорректированную плату за отопление).

На практике возникает вопрос: следует ли проводить корректировку при прекращении предоставления коммунальных услуг конкретным исполнителем (при смене УК, способа управления)? Закон не содержит такого предписания, однако правоприменители наверняка будут исходить из принципа соблюдения прав потребителей как наиболее незащищенной стороны правоотношений.

Наглядный пример — Постановление ФАС ВВО от 26.05.2014 по делу N А11-3997/2013. Между РСО и потребителями были заключены прямые договоры, в период с января по середину сентября РСО начисляла плату за отопление исходя из нормативов потребления в доме, где не было ОПУ, и исходя из среднемесячного объема потребления за прошлый год в доме, где ОПУ был установлен.

С середины сентября (даты начала отопительного сезона) РСО расторгла договоры с потребителями, поставщиком стал владелец котельной, который начал выставлять платежные документы исходя из фактических текущих показаний ОПУ. Граждане потребовали перерасчета от прежнего и нового исполнителей, оба отказались, поэтому после подачи жалобы в дело вмешался антимонопольный орган.

Разъяснения нового порядка оплаты отопления

Чиновники, впоследствии получившие поддержку арбитров, посчитали, что неправомерным расторжением договоров накануне начала отопительного сезона прежняя РСО пыталась удержать денежные средства, авансированные гражданами. В итоге РСО исполнила предписание УФАС и вернула потребителям переплату (произвела корректировку). Правовое основание состоит в том, что оплате подлежит лишь фактически поставленная энергия.

Необходимость проведения корректировок при смене исполнителя обусловлена тем, что прежний и новый исполнители не связаны никакими обязательствами, с РСО расчеты ведутся по фактическому потреблению, значит, непроведение корректировок может привести к возникновению неосновательного обогащения у той или иной стороны.

При этом следует понимать, что в условиях частой смены исполнителей проведение корректировок платы за отопление с учетом фактического объема потребления тепловой энергии расчет платы равномерно в течение всего календарного года исходя из норматива потребления или 1/12 фактического объема за прошлый год при наличии ОПУ теряет свой смысл.

Способы оплаты отопления

Согласно пункту 42.1 Правил 354 в новой редакции «оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года».

Сразу необходимо отметить, что правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2015 N603 устанавливает:«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

Необходимо особо отметить, что ни органы местного самоуправления, ни общее собрание собственников помещений не наделены полномочиями по выбору способа оплаты отопления – такими полномочиями обладают только органы госвласти субъекта РФ.

Поскольку ПП РФ 603 было принято 29 июня, а 30 июня обнародовано и в этот же день вступило в силу, Правительство РФ предусмотрело продление действующего на момент вступления в силу постановления N603 способа оплаты отопления. Пункт 3 ПП РФ от 29.06.2016 N603 устанавливает:«3. Установить, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления».

Как вернуть переплату за тепло

При этом абзац 1 пункта 42.2 Правил 354 устанавливает: «42.2. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».

Таким образом, до принятия органами госвласти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016. Органы госвласти субъекта РФ имеют право принять решение об изменении действующего способа – такое решение может приниматься один раз в год, в срок до 1 октября.

Ранее был рассмотрен расчет платы за отопление, которую потребители услуг оплачивают исполнителю коммунальных услуг (ИКУ). С учетом того, что ПП РФ от 29.06.2016 N603 внесены изменения не только в Правила 354, но и в ПП РФ от 14.02.2014 N124 (далее – Правила 124), необходимо отметить несколько существенных моментов, касающихся порядка и размера оплаты отопления ИКУ в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603 пункт 22 Правил 124 дополнен подпунктом «е», устанавливающим:«е) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5.

Предлагаем ознакомиться  Фонд заработной платы - что это в себя включает: формула расчета и пример (2020 год)

Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт».

То есть, в случае отсутствия ОПУ при наличии технической возможности установки ОПУ при расчетах ИКУ с РСО за коммунальный ресурс по отоплению применяется такой же повышающий коэффициент, как и при расчетах потребителей с ИКУ.

а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний — исходя из норматива потребления).

При этом объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, жилой дом, фиксируется двусторонними актами исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется ресурсоснабжающей организацией один раз в год;б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, — исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;

в) в случае поставки коммунального ресурса в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, — исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.25.2.

Приведенные нормы упорядочивают взаимодействие ИКУ с РСО при расчетах за коммунальный ресурс по отоплению. Теперь исключена ранее существовавшая неопределенность, при которой РСО требовали от ИКУ оплату отопления по факту потребления (по ОПУ), несмотря на установленный в субъекте РФ порядок оплаты отопления потребителями по среднемесячному объему потребления равномерно в течение года.

Подпункт «а» пункта 25.1 Правил 124 прямо указывает на необходимость оплаты отопления от ИКУ в РСО по среднемесячному объему потребления с проведением корректировки один раз в год. Введение указанной нормы позволит прекратить многочисленные споры, связанные со взысканием с ИКУ в пользу РСО пеней с задолженности, являющейся разницей между стоимостью среднего объема отопления, предъявляемого к оплате потребителям, и фактически потребленного объема отопления, определенного по ОПУ.

Подпункт «в» пункта 25.1 и пункт 25.2 Правил 124 исключают споры, связанные с попытками РСО в случае выбора способа оплаты равномерно в течение года применять в расчетах с ИКУ норматив, установленный для способа оплаты в отопительный период.

**********************************************************

Внимание! Часть разъяснений в настоящей статье утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 N232).Актуальные варианты расчета стоимости отопления приведены в статье по ссылке {amp}gt; {amp}gt; {amp}gt; (дата публикации 26.02.2018).

«Кто имеет право начать отопительный период?»«Кто выбирает способ оплаты отопления?»«Почему норматив потребления отопления измеряется в Гкал на кв.метр?»

****************************************************************************************

Статья формате pdf размещена здесь {amp}gt;{amp}gt;{amp}gt; 

Постановление №354 о перерасчете платы за отопление

  1. В положениях документа указано, что температура ниже нормы в 18 градусов в комнатах МКД недопустима в течение всего сезона. К угловым помещениям устанавливается предел в 20°С.
  2. В зависимости от региона проживания условия окружающей среды могут быть меньше отметки -31°С. В этом случае показатели повышают на плюс два градуса.
  3. Если обесточивание отопления произошло по причине возникновения ЧС, то период отсутствия тепла в квартире не может превышать суммарно 24 часа за 30 дней. Наряду с этим, закон устанавливает, что единоразовое отключение не может быть больше 16 ч.

    На заметку: если столбик термометра находится не ниже 12°С, то в проведение перерасчета будет отказано.

  4. Существует норма по температурному режиму, которая указывает, что общее повышение допускается на четыре градуса, а понижение ночью не больше 3°С.

Перерасчет за отопление по 354 постановлению осуществляется на основании поданного заявления. В зависимости от действующего тарифа производится расчет взносов за потребляемый ресурс. Однако посчитать оплату возможно, если воздух в квартире достигал оптимального температурного режима, а батареи были довольно теплыми. Замер осуществляется при помощи профессиональных инструментов.

В действующем законодательстве не предусмотрена обязательная форма заявления.

  1. Название поставщика или исполнителя по коммунальному обслуживанию.
  2. Полный формуляр руководителя структуры и адрес.
  3. Данные заявителя – фамилия, имя, отчество, регистрация/прописка, телефон.
  4. Посредине указывается наименование бумаги – «Заявление».
  5. В основном тексте следует написать о причинах обращения, обстоятельствах, указать ссылку на закон и основания для корректировки.
  6. Обязательно наличие доказательной базы, т. е. прикладывается акт.
  7. Дата и визирование.

Нередко происходят ситуации, когда добиться от ответственной компании обратной связи сложно. Порой на рассмотрение жалобы коммунальщики отводят себе несколько месяцев.

  • неправильный перерасчет;
  • УК стала начислять суммы свыше потребляемой нормы;
  • некачественная услуга (например, холодные батареи в отопительный сезон);
  • и другое.

Претензия составляется по единому стандарту с указанием реквизитов обеих сторон. В основном поле текста гражданин излагает просьбу разобраться в сложившейся ситуации и прилагает документы.

  • обратиться в надзорные органы – ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратура;
  • написать исковое заявление в судебную инстанцию.

В действующих российских законах существуют положения, на основании которых владелец жилья вправе требовать проведение корректировки за использованный ресурс. Как правило, это низкое качество,  незаконно начисленная переплата или большой размер потребления. В любом случае заявление следует оформлять грамотно с приложением доказательной базы.

Перерасчет отопления по 354 постановлению производят на основании заявления и приложенной доказательной базы.

  1. Сертификат, указывающий на право владения объектом недвижимости, техпаспорт или выписка из ЕГРП. Любой документ на выбор, позволяющий установить метражность квартиры.
  2. Сведения от жилищной инспекции или судебное постановление.
  3. Акт обследования комнат на предмет установления качества оказанных услуг, т. е. нужно подтвердить, что в квартире холодно.
  4. Бумаги, указывающие на ликвидацию ЧС в магистрали многоквартирного дома (запрашивается в УК или РСО).
  5. Иные документы, имеющие отношение к делу.

Рассмотрим порядок оплаты отопления в 4 типовых случаях:1. Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность оборудования ОПУ отсутствует;2. Дом не оборудован ОПУ, при этом техническая возможность оборудования ОПУ имеется;3. Дом оборудован ОПУ, но не все помещения дома оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ);4. Дом оборудован ОПУ, и все помещения дома оборудованы ИПУ.

Представим формулы для каждой из приведенных ситуаций в виде таблицы, с разделением на два варианта:1) Оплата отопления осуществляется в течение отопительного периода;2) Оплата отопления осуществляется равномерно в течение календарного года.

В таблице используются следующие обозначения:ОПУ – коллективный (общедомовой) прибор учета;ИПУ – индивидуальный прибор учета;МКД – многоквартирный дом;Pi – размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД (размер корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД).

Наличие/отсутствие приборов учета

Оплата в течение отопительного периода

Оплата равномерно в течение года

Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД (ИПУ в жилом доме) при отсутствии технической возможности установки прибора учета

Формула 2 Приложения 2 Правил 354:

Pi = Si × NT × TT,

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
NT – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Формула 2.1 Приложения 2 Правил 354:

Pi = Si × (NT × K) × TT,

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
NT – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД при наличии технической возможности установки ОПУ

Формула 2.2 Приложения 2 Правил 354:

Pi = Si × NT × Kпов × TT,

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
NT – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Формула 2.3 Приложения 2 Правил 354:

Pi = Si × (NT × K) × Kпов × TT,

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
NT – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

МКД оборудован ОПУ, не все помещения МКД оборудованы ИПУ

Формула 3 Приложения 2 Правил 354:

где:
VД – объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

1) Формула 3.1 Приложения 2 Правил 354:

Pi = Si × VТ × TT,

где:
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
VТ – среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

2) Один раз в год производится корректировка платы за отопление по формуле 3.2:

Разъяснения нового порядка оплаты отопления,

где:
Pk.пр – размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

МКД оборудован ОПУ, все помещения МКД оборудованы ИПУ

Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:

,

где:
Vin – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ в i-м помещении;
ViОДН – объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях МКД, который определяется по формуле:

,

где:
VД – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

1) Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:

Разъяснения нового порядка оплаты отопления,

где:
Vin – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
ViОДН – объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

,

где:
VД – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

2) Один раз в год производится корректировка платы за отопление по формуле 3.4:

Разъяснения нового порядка оплаты отопления,

где:
Pk – размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в МКД, определенный исходя из показаний ОПУ и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством РФ;
Pn. – размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний ИПУ, и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством РФ;
Pn.n – размер платы за объем (количество) тепловой энергии, потребленной за прошедший год в МКД, оборудованном ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленной за прошедший год во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

,

где:
VД – объем (количество) потребленной за прошедший год в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Vin – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Si – общая площадь i-го помещения МКД.

О направлении корректировки на иные цели

Получила широкое распространение практика направления сумм корректировки платы за отопление (с точки зрения собственников помещений — экономии) на цели, связанные с содержанием общего имущества (в резервные фонды ТСЖ, на текущий ремонт общего имущества и пр.). Если такое решение принимается общим собранием собственников помещений, то, не будучи оспоренным, оно является обязательным для исполнения.

В распоряжении автора есть несколько судебных актов, в которых суды не поддержали органы ГЖН и потребителей в их требованиях к УК провести корректировку (выплатить денежные средства потребителям), притом что по решению общего собрания суммы корректировки были направлены на ремонт общего имущества. Так, в Постановлении от 13.05.

2015 по делу N А31-6845/2014 арбитры АС ВВО признали недействительным предписание органа ГЖН о возврате собственникам помещений денежных средств, излишне уплаченных за отопление, по той причине, что эти средства по решению общих собраний собственников помещений были направлены УК на проведение работ капитального характера (замена запорной арматуры, утепление наружных стен).

Аналогичное решение принято Московским городским судом по иску органа ГЖН к ЖСК о признании незаконным решения общего собрания и проведении корректировки (Апелляционное определение от 10.03.2015 по делу N 33-7506). Мало того, что контролеры пропустили срок исковой давности, суд также не усмотрел явных противоречий принятого решения действующему законодательству.

При этом экономия по статье «отопление» была направлена согласно решению общего собрания членов кооператива на замену лифтов, капитальный ремонт инженерных систем дома, обустройство территории, содержание детских площадок, видеонаблюдение, содержание аппарата управления кооператива. Точно так же суд был лоялен к решению общего собрания собственников помещений о проведении текущего ремонта систем водоснабжения за счет экономии тепла (Апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25.03.2015 по делу N 33-971/2015).

Обратим особое внимание на несколько обстоятельств. Действительно, сумма корректировки, подлежащая выплате потребителям (зачету в счет оплаты услуг), пропорциональна доле в праве общей собственности на общее имущество. Поэтому явного противоречия в том, чтобы направлять «экономию по теплу» на содержание общего имущества, нет.

Однако «узким» местом может быть направление сумм перерасчета на цели, связанные с капитальным ремонтом общего имущества, по двум причинам. Во-первых, в настоящее время капитальный ремонт финансируется только за счет фонда. Во-вторых, бремя расходов на капитальный ремонт несут только собственники помещений.

Наниматели не обязаны оплачивать капитальный ремонт, тогда как именно наниматели вносят плату за отопление и вправе рассчитывать на получение сумм перерасчета. Именно этот момент может стать поводом для обжалования решения общего собрания, если, конечно, экономию решено использовать на проведение капитальных работ.

Ключевой момент. При принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения о направлении суммы корректировки платы за отопление на содержание и ремонт общего имущества следует обратить внимание на то, что наниматели помещений не обязаны оплачивать капитальный ремонт. Поэтому сумма корректировки может быть использована только на цели, связанные с содержанием и текущим ремонтом общего имущества.

Судебная практика по корректировке размера платы за отопление

«Существуют Правила из ПП №354 о том, каким образом необходимо оказывать жилищно-коммунальное обслуживание. На основании нормативного документа в I квартале каждого будущего года, все управляющие компании формируют отчеты. Поэтому обязаны проводить корректировку платы за отопление по фактически выставленным счетам от РСО».

Если суд, проверяя компанию, выявляет расхождение между актами от ресурсоснабжающего предприятия и платежной квитанцией от потребителя, то он обязывает УК делать перерасчет. Когда в МКД установлен общий прибор, то плата за теплоснабжение формируется по среднему потреблению за прошлый отчетный период. При отсутствии ОПУ – расчет производят согласно норме. При этом РСО выставляет счет УК, основываясь на сведениях общедомового счетчика.

Процесс проведения корректировок за потребленное отопление осуществляется в соответствии с Правилами из ПП №354. Кроме того, управленческие организации должны руководствоваться действующими нормами по начислению платежей за ресурс. При пересмотре итоговых годовых сумм работники ЖКХ обязаны проводить перерасчет.

Возникновение спорных ситуаций и их решение

Невзирая на многочисленные акты и правовые документы,  а также нормы, потребители продолжают сталкиваться с неправомерными действиями со стороны УК. Часто собственник при требовании сделать перерасчет платы за отопление получает немотивированные отказ.

Когда требовать перерасчет за ЖКУ

Когда требовать перерасчет за ЖКУ.

В жилищном кодексе и ПП №354, 491 указано, что необходимо разграничивать понятие пространства внутри квартиры и общедомового имущества МКД. Таким образом, управленческая фирма ответственна только в отношении дома в целом, но не уполномочена следить за внутриквартирным комфортом. Однако в обоих случаях обслуживание осуществляется за счет денег собственников.

Утеплением отдельного помещения занимается владелец в самостоятельном порядке. Но при возникновении жалоб со стороны большинства жильцов МКД на холод в комнатах, проводится проверка. Когда в ходе мероприятий устанавливается несоответствие нормам, делают перерасчет за услуги по отоплению при условии, что хозяин предпринял меры по утеплению объекта.

Воздух в стояках

При наличии воздуха в системе подачи ресурса перерасчет зачастую не делают,  т. к. устранением проблемы служащие УК занимаются штатно. Но если данные процедуры не проводятся, тогда собственники вправе потребовать проведение корректировка оплаты в квитанциях.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector